Доля новых форматов на рынке растет

0 0

Доля новых форматов на рынке растет

Офисы становятся гибче

Продиктованный ограничительными мерами из-за COVID-19 кризис придал дополнительный стимул рынку гибких офисных пространств, размещение в которых стал все чаще рассматривать крупный бизнес. Доля таких площадей в общей структуре офисного предложения Москвы уже достигла среднеевропейских значений и, по мнению консультантов, будет только расти. Сами операторы новых офисов не стоят на месте, выводя на рынок все новые форматы, один из них — фаст-офисы в торгцентрах.

Доля гибких пространств в общей структуре офисного предложения Москвы по итогам года может достигнуть 1,5%, увеличившись в полтора раза относительно 2019 года, а в 2021 году вырасти до 1,8%. Такие прогнозы приводит в своем исследовании Cushman & Wakefield. Сейчас, по оценкам аналитиков, показатель составляет 1,2% — это соответствует среднеевропейскому уровню.

Такие же расчеты приводят в JLL: согласно оценкам этой компании, суммарно в Москве сейчас работают 188 гибких пространств на 31,7 тыс. мест.

Лидером по обеспеченности ими в Cushman & Wakefield считают Амстердам, где на их долю приходится 6% офисов. В Лондоне показатель достигает 5,8%, в Париже — 2,3%.

Руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений JLL Алексей Кучвальский говорит, что объем поглощения в этом сегменте по итогам третьего квартала составил 28,9 тыс. кв. м, увеличившись на 71% относительно аналогичного периода прошлого года. «Прирост нового предложения гибких офисов происходит в первую очередь за счет развития сетевых проектов и открытия гибридных пространств, которые ориентированы на крупных корпоративных клиентов и имеют наибольшие перспективы для дальнейшего развития»,— поясняет он.

Руководитель департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Наталья Никитина тоже отмечает устойчиво растущий интерес к гибким офисам со стороны крупного бизнеса. Сейчас, по ее наблюдениям, участники этого рынка все чаще называют своей целевой аудиторией «активно растущие средние компании, крупные корпорации или департаменты, выделившиеся из них в отдельные проекты».

«Это такие гиганты, как «Тинькофф», «Яндекс», «Сити Мобил», Ozon и X5 Retail Group: 9% от общего объема сделок новой аренды, закрытых с участием международных консультантов, составляют сделки резидентов в гибких рабочих пространствах»,— рассуждает госпожа Никитина.

Исполнительный директор сети сервисных офисов Space 1 Павел Федоров связывает всплеск интереса к гибким офисным пространствам с продиктованным COVID-19 кризисом, который вынудил бизнес искать меблированные офисные площади с менее жесткими условиями аренды. Но несмотря на формальный рост гибких офисов, поясняет управляющий директор IWG в России Ирина Баева, кризис оказал существенное влияние на этот сегмент: многие из них испытывают сложности с заполняемостью.

Сотрудники возвращаются в офисы медленнее, чем в торгцентры

Тем не менее Наталья Никитина считает, что в контексте высокого интереса со стороны арендаторов рынок гибких офисов пока далек от насыщения и имеет потенциал двукратного роста в перспективе четырех-пяти лет. Сами операторы гибких пространств делают намного более громкие прогнозы: так, основатель сети Ceo Spaces Гурген Шекоян уверен, что в ближайшие 10 лет минимум 20% офисных пространств Москвы будут замещены сервисными офисами, корпоративными коворкингами и смарт-офисами.

Рынок при этом предлагает арендаторам все больше разнообразных вариантов гибких площадей. Так, бывший совладелец коворкинга «Коллайдер» Павел Матушевский вывел на рынок коммерческой недвижимости формат фаст-офисов в торговых центрах, основав компанию «Делатели офисов». Первый проект площадью 100–150 кв. м он рассчитывает открыть в декабре в торгцентре «Ривьера».

От классического коворкинга концепция бизнесмена отличается почасовой системой оплаты.

Формат фаст-офисов господин Мельников рассчитывает активно развивать в различных районах Москвы, запланировав на 2021 год открытие еще 10 аналогичных проектов в различных торгцентрах и 10 — на первых этажах жилых домов.

Гурген Шекоян отмечает, что традиционным офисным площадкам сейчас все труднее привлекать арендаторов, поэтому операторы коворкингов сегодня все чаще обращают внимание на нестандартные площадки: бывшие заводы, производственные помещения, торговые центры и пр. Господин Шекоян отмечает, что его компания тоже активно рассматривает для себя торговые центры, делая фокус на спальные районы.

Но выход в такие объекты вряд ли заинтересует крупных операторов.

Гендиректор Insolver Андрей Елисеев поясняет, что преобразовать торговые помещения в офисные теоретически можно, но достаточно сложно. «Гибкие офисы требуют определенного баланса между кабинетами и open-space, предъявляют особые требования к инженерным системам и дизайну интерьеров»,— рассуждает он.

Александра Мерцалова

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

19 + девятнадцать =